Benutzer:Ilya Stetsyun/Geschichte des Pugatschows Putsch

aus Wikipedia, der freien Enzyklopädie
< Benutzer:Ilya Stetsyun
Dies ist die aktuelle Version dieser Seite, zuletzt bearbeitet am 10. November 2016 um 18:18 Uhr durch imported>TaxonBot(1824919) (ImportBot: Importartikel).
(Unterschied) ← Nächstältere Version | Aktuelle Version (Unterschied) | Nächstjüngere Version → (Unterschied)
Dieser Artikel (Geschichte des Pugatschows Putsch) ist im Entstehen begriffen und noch nicht Bestandteil der freien Enzyklopädie Wikipedia.
Wenn du dies liest:
  • Der Text kann teilweise in einer Fremdsprache verfasst, unvollständig sein oder noch ungeprüfte Aussagen enthalten.
  • Wenn du Fragen zum Thema hast, nimm am besten Kontakt mit dem Autor Ilya Stetsyun auf.
Wenn du diesen Artikel überarbeitest:
  • Bitte denke daran, die Angaben im Artikel durch geeignete Quellen zu belegen und zu prüfen, ob er auch anderweitig den Richtlinien der Wikipedia entspricht (siehe Wikipedia:Artikel).
  • Nach erfolgter Übersetzung kannst du diese Vorlage entfernen und den Artikel in den Artikelnamensraum verschieben. Die entstehende Weiterleitung kannst du schnelllöschen lassen.
  • Importe inaktiver Accounts, die länger als drei Monate völlig unbearbeitet sind, werden gelöscht.

Vorlage:Другие значения Vorlage:Литературное произведение «Исто́рия Пугачёва» («История Пугачёвского бунта») — историческое сочинение А. С. Пушкина о событиях крестьянской войны 1773—1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва.

История создания

Замысел произведения на тему пугачевского восстания возник у Пушкина не позднее сентября 1832 года[1]; 30 сентября в письме к жене он написал: «Мне пришел в голову роман, и я вероятно за него примусь». Для своей повести о дворянине-отступнике Шванвиче он первоначально нашёл сюжет в рассказе своего приятеля [[Нащокин, Павел Воинович|Vorlage:Smiley: Der Parameter П. В. Нащокина wurde nicht erkannt!Vorlage:Smiley/Wartung/ErrorVorlage:Smiley/Wartung/п. в. нащокина ]] о том, как тот видел в остроге «одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других»[2]. И 2 декабря 1832 года Пушкин сообщил Нащокину: «… честь имею тебе объявить, что первый том Островского кончен <…> Я написал его в две недели, но остановился по причине жестокого романтизма…» В январе 1833 года он продолжил работу над ним, но завершив намеченную вторую часть произведения (которое осталось «в карандаше» и было опубликовано после смерти автора — в 1842 году под названием Дубровский) и, видимо, не удовлетворённый им, снова возвратился к преданию о личности Шванвича — офицера, оказавшегося в опале и перешедшего к Пугачёву, но помилованного «императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в ноги»[Комм 1]. В «Альбоме без переплета» 31 января Пушкин записал план романа[3]. В это время Пушкиным, на основе немногочисленных доступных ему публикаций о пугачёвском восстании, был записан фрагмент «Между недовольными Яицкими казаками в конце 1771-го года явился Емельян Пугачев…». «…И типология исторического романа первой трети XIX века, и другие косвенные данные позволяют выдвинуть гипотезу о том, что на ранней стадии становления замысла „Капитанской дочки“ Пушкин думал предпослать роману историческое введение о событиях крестьянской войны 1773—1774 годов, на фоне которой развертывается повествование. Для этого-то введения еще до возникновения у поэта мысли об исторической монографии и предназначался, по-видимому, наш набросок»[4].

Из общения с М. Д. Деларю, отец которого был начальником архива Инспекторского департамента Военного министерства Пушкин узнал, что на секретном хранении в архиве имеются документы, связанные с Пугачёвским восстанием. На балу у Филькемонов, 6 февраля, Николай I пожелал узнать у Пушкина, как продвигаются его исторические труды. И эту ситуацию Пушкин использовал, чтобы получить доступ к секретным архивам: он попросил разрешения на «просмотр документов, связанных с деятельностью генералиссимуса Суворова, и, в частности, с его участием в подавлении пугачевского бунта. О главной цели своих разысканий поэт предпочёл умолчать. Архивы были ему открыты для работы над историей Петра I, и Пушкин не хотел оповещать власти о своем новом замысле»[5]. Уже 25 февраля из Военного министерства на квартиру Пушкина был доставлен пакет документов, в котором оказалось три тома: в одном — донесения Суворова за 1789—1791 года. В двух других томах, содержавших около тысячи листов, находились документы Секретной экспедиции Военной коллегии о пугачёвском восстании — 783 документа, из которых 122 Пушкин впоследствии скопировал или законспектировал[6]. Многие эпизоды восстания Пушкин почти дословно включит в «Историю Пугачева»[7]. Доставленные Пушкину 8 марта документы из московского отделения архива не содержали необходимых писателю сведений и он сделал в Военное министерство новый запрос — о донесениях генерала А. И. Бибикова и рапортах «…Князя Голицына, Михельсона и самого Суворова». В ожидании ответа он обратился к историческим и этнографическим трудам: «Топографии Оренбургской» П. И. Рычкова, труды А. И. Левшина, В. Д. Сухорукова и Н. Я. Бичурина. Уже в конце этого же месяца Пушкину были предоставлены ещё восемь томов, содержавших около 2800 рукописных документов 1774 года[8].

Подготовительные материалы к первой главе «Истории Пугачёва» были помечены Пушкиным 17-м апреля[Комм 2]. Остаток апреля и май Пушкин приводил в систему свои выписки из архивных документов, составляя последовательную хронику восстания[9]. В этот период о работе Пушкина стало известно Н. В. Гоголю, который 8 мая написал Погодину «Пушкин почти кончил Историю Пугачёва. Это будет единственное у нас в этом роде сочинение <…> Интересу пропасть! Совершенный роман!» Черновой набросок эпилога был написан Пушкиным 22 мая 1833 года[10], но и после этого работа продолжалась очень интенсивно: дополнялась новыми материалами, исправлялась и перерабатывалась в течение всего 1833 и в начале 1834 года. В июле 1833 года он познакомился с рукописями Рычкова из коллекции Г. И. Спасского, которые позже опубликовал полностью в приложениях к «Истории Пугачёва»[11].

В процессе работы Пушкин посчитал совершенно необходимым посетить места событий и 22 июля 1833 года обратился с просьбой разрешить ему поездку в Казань и Оренбург и, получив желаемое, 17 августа выехал из Петербурга. Он посетил Нижний Новгород, Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск; опрашивал старожилов, вносил их рассказы в дорожную записную книжку; работал в провинциальных архивах. Позже он отметит: «Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев, и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою»[12].

По приезде 1 октября в Болдино Пушкин начал приводить в порядок собранные материалы. Кроме переписки набело «Истории Пугачёва», в эту Болдинскую осень он написал ещё много других произведений: поэмы «Медный всадник» и «Анджело», «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Пиковую даму» и целый ряд стихотворений.

Публикация и отзывы современников

В письме графу А. Х. Бенкендорфу 6 декабря 1833 года, в день именин Николая I, Пушкин сообщил, что «написал Историю Пугочевщины» и просил «дозволения представить оную на Высочайшее рассмотрение». Николай I её одобрил, сделав ряд замечаний и изменив название: 24 марта 1834 года Бенкендорф сообщил Пушкину: «…его императорскому величеству благоугодно было собственноручно написать вместо История Пугачева, — История Пугачевского бунта…» Однако замечания Николая I не затронули «основной линии исторического труда Пушкина, были направлены на изменение характера изложения, не вторгаясь в существо описываемых событий, логика которых говорила сама за себя»[13]. thumb|180px|Емельян Пугачёв. Портрет, приложенный к изданию «Истории пугачёвского бунта» А. С. Пушкина, 1834 Издание осуществлялось в государственной типографии Канцелярии II отделения, подведомственной М. М. Сперанскому, директором которой был лицейский товарищ Пушкина М. Л. Яковлев. Первоначально предполагалось печатать историю «на собственное его, Пушкина, иждивение», но уже 8 марта Сперанский, после разговора с Николаем I, приказывает: «Высочайше повелено напечатать без цензуры, как сочинение уже удостоенное высочайшего прочтения и на казенный счет». В цензурной рукописи пушкинский текст был разбит на два тома; первый включал главы I—V, второй — главы VI—VIII; Сдав в типографию 5 июля первый том «Истории Пугачева», а 17 июля — второй том, Пушкин приступил к написанию примечаний.

К ноябрю 1834 года печатание «Истории Пугачёвского бунта» было окончено, но Пушкин решил предварить её выход публикацией двух исторических документов, включённых им в примечание к IV главе — они были напечатаны в ноябрьском номере «Библиотеки для чтения».

«История Пугачёвского бунта» вышла в свет в декабре 1834 года в количестве 3 000 экземпляров, но успеха у читателей не имела. М. П. Погодин записал в своём дневнике в начале января 1835 года: «Прочел Пугачева. — Занимательная повесть. <…> Ругают Пушкина за Пугачева». Первой появилась рецензия В. Б. Броневского (за подписью «П. К.») в «Сыне отечества», в которой высказывалось сожалел, что Пушкин не написал «Историю Пугачева» «кистию Байрона». Однако спустя месяц Е. Ф. Розен отметил заслугу Пушкина в том, что тот «не убоялся неодобрения многих, чтобы только угодить строгим ценителям его труда». Тем не менее, в конце февраля Пушкин записал в дневнике: «В публике очень бранят моего Пугачева <…> Уваров большой подлец. Он кричит о моей книге как о возмутительном сочинении». В письме к Пушкину от 10 апреля 1835 года И. И. Дмитриев успокаивал его: «Сочинение ваше подвергалось и здесь разным толкам, довольно смешным, но никогда дельным, одни дивились, как вы смели напоминать о том, что некогда велено было предать забвению. — Нужды нет, что осталась бы прореха в Р.<усской> истории». Рецензия М. П. Погодина, предназначавшаяся для «Московского наблюдателя», осталась при жизни Пушкина неопубликованной и была напечатана только в 1865 году. Погодин отметил, что «История Пугачёва» «имеет гораздо больше достоинства литературного, чем исторического, хотя богата и последним» и выделил как литературные достоинства её «простоту слога, безыскусственность, верность и какую-то меткость выражений»[14].

Интересные факты

  • В августе 1833 года во время поездки за материалами для «Истории Пугачёва» Пушкин прибыл в Нижний Новгород, где местный губернатор Бутурлин принял его за тайного ревизора. Хлестаков в комедии Гоголя в своем путешествии повторяет часть маршрута Пушкина [15].
  • Из воспоминаний В.И. Даля о поездке Пушкина в окрестности Оренбурга для сбора материалов о книге:

Vorlage:Cquote

  • Надпись Пушкина на книге «История Пугачёва»: «Александру Петровичу Куницыну от автора в знак глубокого уважения и благодарности. 11 января 1835»[16] является единственным свидетельством их общения в последние годы жизни поэта. По словам П. А. Плетнева, Пушкин сохранил к Куницыну до смерти своей неизменное уважение.

Комментарии

Vorlage:Примечания

Источники

Vorlage:Примечания

Рекомендуемая литература

Vorlage:Произведения Александра Сергеевича Пушкина Vorlage:Библиоинформация Kategorie:Повести Александра Пушкина Kategorie:Книги 1834 года Kategorie:Восстание Пугачёва Kategorie:Русские исторические сочинения Kategorie:Историография Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачёва

  1. Петрунина Н. Н., Фридлендер Г. М. Над страницами Пушкина. — Л.: Наука, 1974. — С. 74
  2. Нащокин П. В., Нащокина В. А. Рассказы о Пушкине, записанные П. И. Бартеневым // Пушкин в воспоминаниях современников. — 3-е изд., доп. — СПб.: Академический проект, 1998. Т. 2. С. 223—234.
  3. Абрамович С. Пушкин в 1833 году. — М.: «Слово», 1994. — С. 67.
  4. Петрунина Н. Н. «История Пугачева»: От замысла к воплощению // «Русская литература». — 1974. — № 3. — С. 184.
  5. Абрамович С. Пушкин в 1833 году. — М.: «Слово», 1994. — С. 80.
  6. Овчинников Р. В. Пушкин в работе над архивными документами («История Пугачева»). — Л., 1969. — С. 53—54.
  7. Петрунина Н. Н. «История Пугачева»: От замысла к воплощению // «Русская литература». — 1974. — № 3. — С. 191.
  8. Абрамович С. Пушкин в 1833 году. — М.: «Слово», 1994. — С. 159.
  9. Петрунина Н. Н. «История Пугачева»: От замысла к воплощению // «Русская литература». — 1974. — № 3. — С. 184—191.
  10. Петрунина Н. Н. «История Пугачева»: От замысла к воплощению // «Русская литература». — 1974. — № 3. — С. 187.
  11. Овчинников Р. В. Пушкин в работе над архивными документами («История Пугачева»). — Л., 1969. — С. 20.
  12. Абрамович С. Пушкин в 1833 году. — М.: «Слово», 1994. — С. 408.
  13. Петрунина Н. Н. Вокруг «Истории Пугачева» // Пушкин: Исследования и материалы. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1969. — Т. 6. — С. 238.
  14. Петрунина Н. Н. Вокруг «Истории Пугачева» // Пушкин: Исследования и материалы. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1969. — Т. 6. — С. 250.
  15. Ревизор. Продолжение следует.
  16. Эпизод со Шванвичем


Referenzfehler: <ref>-Tags existieren für die Gruppe Комм, jedoch wurde kein dazugehöriges <references group="Комм" />-Tag gefunden.